Текст X-LIGHT © 2005
Фотографии X-LIGHT, Subaru World Rally Team, VAZ.EE, AUTO.RU,
Sportline, MSR.RU, ZA.RU, Grand и др.
Данный материал
посвящается моим изысканиям по части изготовления альтернативной оптики. Особым
литературным талантом не обладаю, так что рассказал как умел. Здесь скорее
не точная инструкция, а информация к размышлению. "Заставить человека
думать - это значит сделать для него значительно больше, чем снабдить его
определенным количеством инструкций". (Ч.Бэббидж) Работа довольно-таки
простая, даже для тех, кто раньше с этим не сталкивался. В известных московских
тюнинговых конторах за нее дерут от 800 у.е. и изготовление занимает срок
1,5-2 месяца. (В одной хорошо известной фирме за фары к W140 на хелловских
элементах с меня запросили 2000 евро). Посвящается тем, у кого нет лишних
800-2000 у.е. (свободной птахой выпорхнула фига из кармана) и кому изделия
фирм Matrix Racing™, IN.PRO™, Depo™,
PRO.Sport™ и т.д. по каким-либо причинам не подходят. А таких
причин может быть много. Например, тюнинговая и рестайлинговая оптика, продающаяся
в магазинах все же серийная и особой эксклюзивностью по сравнению со штучными
изделиями не блещет. Другой причиной может быть то, что на Вашу машину альтернативную
оптику не производят вообще. Иногда, к сожалению, тюнинговая оптика, не смотря
на симпатичный внешний вид, по своим эксплуатационным характеристикам уступает
штатной. Это тоже весьма веская причина для того чтоб отказаться от фабричных
изделий. Часто к изготовлению новой оптики приходится прибегать в связи с
тем, что требуется получить от нее какие-либо специфические, не свойственные
ширпотребу свойства. Такие, например, как более мощный дальний, противотуманный
или габаритный свет, сочетание ксеноновых и галогеновых ламп на ближнем свете,
возможность установки стробоскопов, повышенная прочность и т.д. В данной статье
не рассматривается адаптация фар от других авто, но к этой процедуре я еще
вернусь. Вопросы, идеи, угрозы оставляйте на форуме.
Корпус
из стеклопластика (почти точно повторяющий внутреннюю часть штатной
фары) с установленными в нем модулями HELLA™. Линзованный
ближний и обычный дальний с габаритом. |
Тоже что и первая фотография, но установлены 2 модуля дальнего света. Корпус фары из карбона. |
Для сравнения... Штатные фары. Внешний вид довольно-таки симпатичный, но все-таки на боевых машинах от них отказались. |
Самая широко используемая
мной технология. При креативном подходе позволяет относительно просто и дешево
получить фару требуемого дизайна и с заданным световым потоком. Подходит почти
для всех типов фар головного света, разве что кроме "лупатых" мерседесов,
911го порша и им подобных, но для них существует другая технология, к которой
мы еще вернемся. Процесс изготовления приведу на примере фары головного света
для автомобилей ВАЗ 2108-21099 (Лада-Спутник) и ИЖ
2126-2717 (Орбита, Ода, Версия, Фабула, Охотник).
Весь процесс можно разбить на пять основных частей:
1. Изготовление матрицы и болванки.
2. Дизайн будущей фары.
3. Изготовление тоннелей.
4. Установка модулей.
5. Подготовка к покраске.
Данная
технология подразумевает наличие штатной фары или хотя бы стекла от
нее для изготовления матрицы. Время изготовления от двух-трех вечеров
до недели, зависит от места, откуда растут руки. Примечание: если на Вашу машину в продаже имеются защитные колпаки на фары (обычно из оргстекла) и Вы не очень искушены в изготовлении матриц, то заготовку для изготовления фары можно выклеивать прямо в этом колпаке, используя его как готовую матрицу. Если потом этот колпак надеть на уже окрашенную фару (при условии, что он из прозрачного стекла и без шелкографии), то он защитит Ваши модули и придаст фаре своеобразный внешний вид. Если же таких колпаков в продаже нет, а проблема Вас заинтересовала, советую прочитать руководство по их изготовлению. Данную статью можно рассматривать как альтернативный способ изготовления матрицы.
|
|
Получается нечто, именуемое болванкой. Подробно
описывать ее не имеет смысла, все видно на фотографии. По форме очень
напоминает стекло, только непрозрачная :-) Примечание:
В качестве поворотников можно использовать повторители поворота от
ВАЗ 2101, УАЗ 469 и грузовиков. Вполне достойная замена хелловским
элементам. Так же был опыт использования в качестве габаритов(?) и
фар заднего ход 12 вольтовых ламп от встраиваемой бытовой техники
и подвесных потолков. Я видел такие на 20, 50 и 100 Вт. Стоваттные
светят сильнее дальнего света, но световой поток равномерный и не
совсем подходит для дорог общего пользования. Лампы имеют свой отражатель
а-ля "хрусталь". |
|
Приступим к изготовлению тоннелей
под модули. Я их изготовил путем наматывания пропитанной эпоксидкой
стеклоткани на цилиндр, подходящего диаметра, обработанный разделительным
составом. Получилось что-то вроде гладких изнутри труб, по диаметру
миллиметров на 7 больше чем модули (для регулировки).
|
|
"Очки" были изготовлены с расчетом на два набора модулей. На фотографии показана фара укомплектованная модулями фирмы DLAA™. Дальний свет (на фото левый модуль, его еще можно определить по неприкрытой лампе): диаметр 100мм, галоген, лампа Н3, прозрачное стекло и рельефный отражатель (так называемый "хрусталь"). Ближний свет (средний модуль): диаметр 70мм, остальные параметры такие же как и у предыдущего. Габарит (правый модуль): светодиодный излучатель повышенной яркости со световой температурой 9000К (имитация ксенона). При желании, в это корпус можно установить набор хелловских модулей один 100 и один 70мм, а также заменить габарит на хелловские же поворотник (он же у них и габарит, зависит от цвета. Такой встроен в бампер у Subaru на фотографии вверху) или противотуманную фару HELLA Micro DE.
|
|
На этой фотографии "очки" с модулями уже закреплены на корпусе фары вместо штатного стекла. Модули дальнего и ближнего света оснащены встроенными габаритными огнями, выполненными по технологии "ангельских глазок" BMW™. Коммутация выполнена следующим образом: при включении габаритов загорается габаритный модуль, "глазки" же включаются отдельным тумблером.
|
|
Вот так
выглядит фара со всеми включенными габаритами. |
|
В
процессе доводки не мешает периодически примеривать фару на машину.
Признаюсь, у меня были случаи, когда кузовные зазоры превышали все
мыслимые пределы. При поддержке www.uguide.ru © 2004 |
|
3.
Стопсигналы и поворотники от старых русских грузовиков. |
4. Различные
японские, тайваньские и китайские изделия. |
Если Вашей
основной целью является кардинальное изменение внешнего вида автомобиля, то
не стоит прочно привязывать себя к тем местам, которые были предусмотрены
заводом изготовителем для размещения оптики.
Иногда можно из 2-3 деталей сделать одну, например совместить оптику и бампер.
На некоторых авто можно совместить оптику и капот. На старых японцах, с большими
повортниками в бамперах , туда можно перенести противотуманный или ближний
свет. На основательно заряженных авто можно увеличить площадь радиаторной
решетки за счет более компактной оптики. Или скажем, встроить в качестве габаритов
указатели давления, температуры масла или вольтметры:) Словом места для полета
фантазии предостаточно...
Скажу о том, чего делать не стоит: приступать к изготовлению "очков"
без слепка со стекол. Фары то конечно сделать можно, но геморойно. Не стоит
делать очки уже закрепив модули на кузове. У меня возникли серьезные проблемы
с выставлением кузовных зазоров. Не бывает абсолютно симметричных машин! Левая
и правая фара зачастую должны быть разными. Глубину тоннелей делайте минимальной,
иначе серьезно нарушается световой поток. Диаметр тоннелей выбирайте таким,
чтобы оставался зазор для регулировки.
Порой достаточно зашпатлевать стык между фарами
и решеткой радиатора, чтоб получить совершенно другой внешний вид. |
Если пойти дальше в обьединении кузовных деталей,
то можно получить очень интересные решения. Например, я видел Toyota
Supra, у которой передние крылья, передний бампер и оптика составляли
одну деталь. |
Более выразительный внешний вид могут придать "надбровные
дуги" над тоннелями. Очень интересный эффект дает установка "ресничек"
, предназначенных для обычных фар на наши модульные конструкции. |
X-LIGHT © 1995-2005